Реставрация барельефа на фасаде павильона на ВДНХ


Хочу поделиться результатом одного из самых значимых для меня проектов 2018 года: участие в реставрации павильона Казахстан в выставочном комплексе ВДНХ.
Кандидатуру художника для воссоздания барельефов и горельефов на левой стене фасада павильона Казахстан утверждали в Департаменте Культурного Наследия Москвы и в посольстве Казахстана, и я горжусь тем, что выбрали именно меня.
Участие в этом проекте для меня во многих смыслах значимое. С одной стороны, очень ценной стала возможность отдать дань уважения народу моих предков. С другой стороны – вложить свой вклад в реализацию работы, которая имеет историческую ценность и является наследием целой эпохи. С профессиональной точки зрения очень важным стало выполнение задуманного на высоком уровне, сохранив стилистику советской эпохи, так чтобы новые барельефы и горельефы не отличались от старых, выполненных рукой мастера.

Как создавался эскиз

Кроме художественных и скульптурных работ, пришлось провести очень интересные исследования.
Моей задачей было воссоздать утерянные фигуры начиная от эскиза, потому что от некоторых барельефов не осталось даже фрагментов (целых девять метров панно были просто срезаны); а от некоторых — едва уловимые очертания: так было с комбайном по уборке хлопка.

Информацию для детальной проработки эскиза собирали как паззл всей командой реставраторов. Сначала обратились к архивам ВДНХ. Единственным документом о том, что на этой стене был барельеф, оказалась фотография макета из пластилина, выполненного самим скульптором Х.Н. Аскаром-Сарыджа.
Макет приблизительный, не проработанный: понятно, где мужчины, где женщины и каким трудом они заняты, но деталей недостаточно. И не ясно что за техника по центру в виде дуги/линии: именно на этом месте обрывается сохранившийся барельеф на стене здания, что также не давало зацепок, для понимания что это такое. Других фотографий этой стены с барельефом вообще нет — они либо закрыты деревьями либо сняты с другого ракурса.
Давали запрос в Дагестан — на родину художника, но там, спустя столько лет, не было ни эскизов, ни фото, ни других документов связанных с нужным нам объектом.
Сидели с реставраторами в строительном вагончике искали в интернете по разным запросам «сельскохозяйственная техника 30-50-ых годов, комбайны СССР, сельское хозяйство казахской ССР» и на картинках искали похожие очертания. В какой-то момент уже чуть было не решили оставить как есть — приблизительный силуэт. И (вот это удача! и Знак для меня), что именно я нашел нужное фото: оказалось, что это хлопкоуборочная машина. Как только нашли фото этой машины — паззл сложился, сразу стала понятна вся концепция композиции.
Большая часть исследовательской работы была проделана, осталось найти образы рабочих и собрать всю композицию в единое панно. Фигуры людей домыслил сам, проанализировав сохранившиеся фрагменты барельефа (одежда, прически) — перенес стиль на новые фигуры.

эскиз в карандаше к барельефу на фасаде павильона Казахстан на ВДНХ

Техника создание барельефа

Второй этап анализа и принятия решения был связан с самой техникой создания барельефа. Изучая оставшиеся фрагменты панно и архивных фотографий, я пришел к выводу, что мастер сначала слепил фигуры из глины, затем  отливал из бетона в цеху, и потом уже их крепили на фасад здания. Это очень трудоемкий метод, с привлечением специальных машин. В своей работе я использовал современную технику создания барельефа: на вбитую в стену арматуру наваривал металлический каркас, укреплял сеткой, и делал скульптурную резку по бетону. Благодаря этой технике удалось воссоздать барельеф быстрее и более точно, выдержав «руку мастера».