Реставрация барельефа на фасаде павильона Казахстан на ВДНХ


Хочу поделиться результатом одного из самых значимых для меня проектов 2018 года: участие в реставрации павильона Казахстан в выставочном комплексе ВДНХ.
Кандидатуру художника для воссоздания барельефов и горельефов на левой стене фасада павильона Казахстан утверждали в Департаменте Культурного Наследия Москвы и в посольстве Казахстана, и я горжусь тем, что выбрали именно меня.
Участие в этом проекте для меня во многих смыслах значимое. С одной стороны, очень ценной стала возможность отдать дань уважения народу моих предков. С другой стороны – вложить свой вклад в реализацию работы, которая имеет историческую ценность и является наследием целой эпохи. С профессиональной точки зрения очень важным стало выполнение задуманного на высоком уровне, сохранив стилистику советской эпохи, так чтобы новые барельефы и горельефы не отличались от старых, выполненных рукой мастера.

Кроме художественных и скульптурных работ, пришлось провести очень интересные исследования.
Моей задачей было воссоздать утерянные фигуры начиная от эскиза, потому что от некоторых барельефов не осталось даже фрагментов (целых девять метров панно просто срезали); а от некоторых — едва уловимые очертания: так было с комбайном по уборке хлопка.
Второй этап анализа и принятия решения был связан с самой техникой создания барельефа. Изучая оставшиеся фрагменты панно и архивных фотографий, я пришел к выводу, что мастер сначала слепил фигуры из глины, затем  отливал из бетона в цеху, и потом уже их крепили на фасад здания. Это очень трудоемкий метод, с привлечением специальных машин. В своей работе я использовал современную технику создания барельефа: на вбитую в стену арматуру наваривал металлический каркас, укреплял сеткой, и делал скульптурную резку по бетону. Благодаря этой технике удалось воссоздать барельеф быстрее и более точно, выдержав «руку мастера».